Снова за парту: чему учат в школе приёмных родителей?
Маленький человек плюс любящие его взрослые равно семья. На первый взгляд простая арифметика зависит от множества условий и переменных. Чтобы разобраться в них и научиться правильно решать жизненные задачи, иногда приходится вновь сесть за парту. Ососбенно если речь идёт о таком важном шаге, как создание приемной семьи. Как принять взвешенное решение, наладить контакт с ребенком и справиться с возможными трудностями, научат в "Школе приёмных родителей". С начала года её выпускниками стали более 360-ти забайкальцев. Как проходит обучение и какие результаты оно даёт, ИА ChitaMedia рассказала заведующая отделением методического сопровождения по подготовке приемных родителей, специалистов, сопровождающих замещающие семьи и постинтернатного сопровождения детей, лишенных родительского попечения, центра "Доверие" Забайкальского края Татьяна Мирзаева.
Татьяна Константиновна, что такое школа приёмных родителей?
— Для того, чтобы взять в свою семью ребёнка, оставшегося без попечения родителей, из государственного учреждения, нужно взвесить все "за" и "против" и понять, что это очень ответственный шаг, которые привнесёт очень большие изменения в вашу жизнь. Необходимо настроиться и подготовить свою семью, самого себя для того, чтобы в дальнейшем успешно реализоваться в этом направлении. Многие думают, что для воспитания приёмного ребёнка достаточно уметь любить, дарить тепло, заботу, ласку. На самом деле оказывается, что этого недостаточно и необходимо повышать уровень родительских компетенций по вопросам воспитания приёмного ребёнка, также повышать знания в области педагогики, возрастной психологии. Обучение кандидатов, выразивших желание принять в свою семью ребенка, по программе "Школа приёмных родителей" позволяет будущим приёмным родителям повысить эти знания и понять точно, готовы ли они к этому шагу или не готовы. Выяснить свои мотивы, цели.
Обучение в таких школах сегодня обязательно для всех кандидатов в приёмные родители?
— Обучение по программе "Школа приёмных родителей" необходимо проходить всем, кроме кровных родственников. Кровными родственниками являются бабушки, дедушки и родные брат и сестра. Бывают такие случаи, допустим, старшему ребёнку исполнилось 19-25 лет, произошли какие-то обстоятельства в семье, остался младший ребёнок. Над ним уже оформляется опека без обучения. Но в этом случае будущие опекуны или приёмные родители проходят психологическое тестирование у нас.
Как давно такая программа стала обязательной для будущих приёмных родителей?
— С 2014 года эта программа активно реализуется в субъектах России. В настоящее время на базе 21-го учреждения соцобслуживания Забайкальского края действует служба подготовки и сопровождения замещающих семей. В нашей службе около 70-ти специалистов: педагоги-психологи, социальные педагоги, специалисты по социальной работе, юристы, медработники, методисты. Они принимают участие в подготовке и сопровождении замещающих семей. В Чите на базе ресурсного центра "Доверие" функционирует такая служба. Есть и другие школы на территории города.
Занятия в школе приёмных родителей разделены на определённые блоки?
— Да. Общая трудоёмкость программ у нас составляет 78 часов. Время обучения — 6-8 часов в день. Обучение, конечно же, идёт по разделам. Первый раздел — информационно-ознакомительный, где проходит знакомство кандидатов со специалистами, которые будут их обучать. Второй раздел — юридический. Это очень интересный раздел. Мы приглашаем специалистов комитета образования, органов опеки, которые дают информацию об оформлении документов на опеку и попечительство. Третий раздел — медицинский. В штате центра "Доверие" присутствует врач-педиатр. Самый большой блок — психолого-педагогический, ему уделяется 70% времени. И заключительный этап — это итоговая аттестация. Тестирование проводится в письменном виде. Затем обсуждаются результаты, выполняют работу над ошибками. Слушатели могут отследить свои пробелы, тут же проконсультироваться с педагогом-психологом и получить рекомендации. По итогу выдаётся свидетельство единого образца об окончании подготовки гражданина по этой программе.
— Свидетельство могут получать только те, кто успешно прошёл итоговое тестирование. Очень редко, но бывают случаи, когда кандидаты, не сдавшие итоговое тестирование, записывались на повторное обучение.
Как правило, сколько человек в группах?
— Группы формируются не более чем по 15 и не менее чем по шесть человек. Но у нас не было случаев, чтобы было меньше шести человек. Группы всегда набираются полностью, и даже остаются те, кому приходится дождаться следующего набора. Востребованность этой программы есть. Количество кандидатов, которые желают пройти обучение, не уменьшается. Оно или увеличивается, или остаётся на том же уровне.
Что из себя представляют занятия? Это только лекции или моделируются и разбираются определённые ситуации?
— Занятие по нашей программе проходят в различных формах. Это не только лекции, но и тренинговые занятия, потому что у нас очень большой психологический блок. Проходит много тренингов, лекций, просмотр видеоматериалов, фильмов. Также кандидаты выполняют письменные работы, рисуночные. Это очень разнообразно и интересно. Скучать им не приходится. Сейчас у нас реализуется обучение по нескольким формам: очная, очно-заочная и в период пандемии появилась такая форма, как очно-заочная с использованием дистанционных технологий.
То есть, основная цель такой школы — не только разъяснить кандидатам процесс усыновления, но и поговорить о проблемах, которые могут возникнуть во взаимоотношениях с новым членом семьи?
— Основные цели обучения по программе — это и ознакомить с формами устройства детей в семью, многие приходят и не знают, какие формы есть. Это помощь кандидатам в оценке своих намерений, психологической готовности к новой роли. Часто люди приходят с твердой уверенностью взять ребёнка. Проходит два занятия, и кандидат отказывается от дальнейшего обучения, потому что понимает, что психологически он не готов к данному шагу. Я считаю, что не плохо, когда человек осознает это в период обучения. Это помогает нам снизить риски случаев повторного сиротства. Специалисты, которые работают с кандидатами, помогают замещающим родителям увидеть проблемные зоны, с которыми они могут столкнуться в процессе воспитания, и показать ресурсы, которые есть в данной семье для того, чтобы преодолеть трудности и в дальнейшем самостоятельно справляться. Также мы настраиваем замещающих родителей на то, что они не одни, в дальнейшем мы им также будем помогать. Мы предлагаем оказывать им дальнейшее сопровождение.
Для чего это нужно?
— Когда кандидаты оканчивают обучение, мы им предлагаем встать на сопровождение. Это необходимо, так как многие замещающие семьи не могут самостоятельно справиться со своими проблемами. Им нужен кто-то со стороны, компетентный специалист, который выступит наставником или перенаправит семью, куда необходимо. У нас в отделении также есть клуб замещающих родителей. Ежемесячно проводятся мероприятия как для родителей, так и для детей, что позволяет в рамках этого клуба обмениваться опытом воспитания ребенка в замещающей семье, своими достижениями. Это очень положительно влияет на взаимоотношение в семье. Хотелось бы приглашать замещающие семьи к нам на сопровождение. Данные услуги мы оказываем на безвозмездной основе.
Какой вывод можно сделать по итогам работы школ? Возможно, замещающие родители стали реже возвращать детей обратно в госучреждения?
— С 2018 по 2021 год у нас не снизилось количество кандидатов. Семьи, которые находятся у нас на сопровождении, с каждым годом все реже возвращают детей в госучреждения.
И это главное достижение специалистов "Школы приемных родителей". Благодарю вас за беседу.