Ювенальная юстиция в Забайкалье: мифы и реальность
В последнее время в СМИ стала снова активно обсуждаться тема ювенальной юстиции, ювенальных технологий. Все обсуждение зачастую сводится к описанию разрушительных воздействий на семью посредством вмешательства в ее жизнь ювенальных специалистов. Вообще, слово «ювенальный» действует на обывателя как красная тряпка на быка: в массовом представлении ювенальный специалист является по доносу недоброжелательных соседей и, после быстрого обследования холодильника на предмет отсутствия апельсинов и шоколада, изымает ребенка у опешивших родителей. Опасения вызывает даже введение в школе занятий по изучению прав ребенка. Так, по мнению некоторых родителей, это формирует у ребенка цинизм по отношению к воспитательным воздействиям родителей и провоцирует «синдром Павлика Морозова». Ювенальным специалистам приписывают «подрывную деятельность, финансируемую Западом, направленную на разрушение российской семьи»; словом, очень много неожиданной даже для осведомленных людей информации на эту тему можно почерпнуть из обсуждений на многочисленных интернет-ресурсах, посвященных этим животрепещущим вопросам. (Сразу оговоримся – все примеры, приведенные здесь, взяты из официальных СМИ)
Исходя из этого, на сегодняшний день настала явная необходимость пояснить, что такое ЮЮ, откуда она пришла, для чего нужна и какие различия она имеет на Западе и в России.
Само понятие «ювенальный» означает «юный, незрелый». Отсюда ювенальный специалист – это любой специалист, работающий с несовершеннолетними. Однако в России сложилась традиция определять так работу не со всеми несовершеннолетними, а только с теми, кто совершил правонарушение.
Ювенальная юстиция, в узком смысле, - специализированная ветвь судебной системы, которая занимается несовершеннолетними правонарушителями. Ювенальной юстиции как таковой в нашей стране не существует, так же как и специализированных ювенальных судов; в настоящее время есть лишь судьи, специализирующиеся на рассмотрении уголовных дел в отношении несовершеннолетних.
Ювенальные технологии — введённое в России понятие, обозначающее комплекс мер, нацеленных на реализацию и защиту прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, и содействующих раскрытию их индивидуального потенциала для свободного развития в обществе и самостоятельного отказа от асоциального поведения - широко используются в работе нашего края с 2009г. Все районные суды г. Читы и два суда края (в Краснокаменском и Оловяннинском районе) пользуются услугами наших специалистов по социальной работе и педагогов-психологов, которые являются сотрудниками ГУСО ЦПППН «Доверие». Именно их на сегодняшний день и именуют ювенальными специалистами. Конечно, мы могли бы использовать нейтральное название, такое как «служба сопровождения несовершеннолетних в суде»; тем не менее, мы осознанно пользуемся понятием «ювенальный» - оно кратко и точно отражает суть того, что мы делаем. Работа наших специалистов состоит, главным образом, в мероприятиях по недопущению повторных правонарушений подростками. Эти мероприятия включают психолого-педагогическую и социально-правовую помощь несовершеннолетним и их родителям/законным представителям. Понятно, что ни с каким изъятием детей из семьи эта работа не связана, наоборот, способствует улучшению детско-родительских отношений. Всем без исключения родителям и детям мы предлагаем квалифицированную помощь психологов, как при кабинетах в судах, так и на базе центра «Доверие».
Изъятие детей из семьи – функция органов опеки и попечительства. Она-то и вызывает негодование со стороны общественных деятелей, которые 14 ноября с.г. инициировали работу дискуссионной площадки «Спасем семью – спасем Россию». Возникает недоумение по поводу отсутствия на данной площадке специалистов опеки: если их работа вызывает столько претензий, почему они не были приглашены для разъяснений по возникшим вопросам? К слову, специалисты органов опеки и попечительства никогда не делают заключение на основе однократного визита, это целый комплекс мероприятий; социальные службы вначале сделают все возможное, чтобы помочь исправить трудную ситуацию, в которой оказалась семья.
Случаются единичные ситуации, когда чьи-либо недоброжелательные знакомые, с целью насолить обидчикам, направляют анонимную информацию на сайты учреждений социальной защиты, о якобы имеющихся случаях жестокого обращения, асоциальности родителей во вполне благополучных семьях. Естественно, такая информация не должна оставаться без внимания – она и не остается. Специалисты обязаны ее проверить, это их работа. Если с вами случилась такая неприятность, не нужно агрессивно на них реагировать – убедившись, что все в порядке, они оставят вас в покое. Выносить же суждение на основе наличия продуктов в холодильнике, незалеченного кариеса у ребенка, или, как пытаются убедить нас некоторые «знатоки», утверждения «в доме чистенько, но как-то бедненько», ни один специалист не станет. Если жалобы пострадавших от действий опеки действительно так многочисленны, как свидетельствуют некоторые СМИ, почему бы организаторам площадки не затребовать официальных пояснений? Случай, когда «за провинность мама схватила за ухо 12-летнего сына и вывела его из школы. Что называется, допекло. Мальчишка сложный, и мама не раз грозила ему ремнём. Ребёнка на время забрали в социальный приют, а маме грозит от трёх до семи лет заключения» - звучит как фантастический рассказ; никто и никогда только за это не заведет уголовное дело – опыт работы в судах подсказывает, что здесь были более весомые основания.
Относительно внедрения изучения правовых знаний в школе. Практика показывает, что боятся этого именно те родители, которые часто и систематически используют один, наиболее простой и доступный «метод воспитания» - ремень. Они мотивируют это своим жизненным опытом – «меня в детстве отец порол, и ничего – достойным человеком вырос. Вообще, семья несет полную ответственность за ребенка; если он мой, что хочу, то и делаю». Родителям, практикующим подобные методы, надо помнить: есть наказание, а есть истязание. И грань между этими понятиями, хотя и тонкая, все же существует. Под жестоким обращением, кстати, понимаются не только побои, но и причинение ребенку моральных страданий. Ни в одной цивилизованной стране мира не позволят истязать ребенка, пусть и своего, пусть и в самых благих целях. Если кто-то из родителей еще этого не понял, пусть не удивляется, если рано или поздно увидит на своем пороге специалиста опеки.
Вообще, говорить на эту тему даже как-то неловко – казалось бы, сегодня все мы – грамотные люди. Но слушая суждения некоторых родителей, убеждаешься – надо. Хотелось бы напомнить: если вы по каким-то причинам не справляетесь со своим ребенком, если он перестал вас слушаться и единственный для вас способ сохранить свой авторитет – «дать ребенку ремня», обратитесь к специалисту-психологу. Неважно, как вы это сделаете – придете на личную встречу или позвоните по Телефону доверия. Важно то, что цель специалиста – не «сообщить, куда следует», а помочь вам наладить контакт с ребенком. И для этого у него есть все необходимые знания. То же касается детского Телефона доверия – информация, «когда появляются объявления на зданиях школ: «Если тебе тяжело жить с родителями, позвони по такому-то номеру», от которой кому-то становится не по себе, на самом деле не несет в себе ничего разрушительного для семьи. Специалисты учат детей умению взаимодействовать с родителями, а не толкают их на скользкий путь доноса.
Теперь о культурно-историческом аспекте внедрения ЮЮ в Россию. Большинству не известен тот факт, что именно в России более 100 лет назад возникли первые детские суды, просуществовавшие до 1918 года. Вспомним знаменитого педагога А.С. Макаренко – он работал именно в русле ювенальных технологий, хотя тогда этот термин, конечно, не употреблялся. Хотя теперь и про Макаренко говорят, что «права ребенка он ставил выше прав взрослых». По этому поводу ничего говорить не будем – если кому-то интересен этот вопрос, ответ на него легко найти в его «Педагогической поэме». Но подобный способ подачи информации, когда конкретный факт вырывается из контекста и смысл его искажается, довольно часто используется в СМИ.
Западная ювенальная юстиция ориентирована на работу с семьей, поскольку так сложилось исторически – корень всех бед там видят именно в семье, в нарушении ее функционирования. Отечественные традиции ювенальной юстиции связаны с обществом, его функционированием и консолидации усилий различных ведомств по оказанию помощи семье, т.к. со стороны государства этот институт практически никак не поддерживается, в отличие от стран Европы и Америки. Поэтому негативные ожидания, связанные с ЮЮ в России, мягко говоря, несколько необоснованны.
В настоящее время правосудие в отношении несовершеннолетних стало более гуманным. При этом стоит иметь в виду, что, получив условный срок, ребенок часто попадается на новом правонарушении, и после этого его просто обязаны отправить за решетку. Естественно, при таком повороте событий он очень быстро осваивает тюремные университеты. Получается, что ювенальные специалисты пытаются выстроить вокруг подростка, попавшего в конфликт с законом, реабилитационное пространство. В результате повторных правонарушений в несколько раз меньше – об этом свидетельствует наша статистика, которая ведется с 2010г.
Хотелось бы напомнить всем тем, кто так боится внедрения ювенальных технологий и всего, что с ними связано, в России: страх – это, своего рода, болезнь; единственное лекарство от него – информация. Любое явление, событие нельзя рассматривать только с положительной или только отрицательной точки зрения. Прежде, чем делать какие-либо выводы, пытайтесь искать объективную информацию, при ее нехватке обращайтесь к официальным источникам за разъяснениями. Благо, возможностей сейчас для этого предостаточно – большинство организаций имеют сайты, специалисты стараются оперативно отвечать на все интересующие население вопросы.
В заключение хотелось бы напомнить, что в Центр психолого-педагогической помощи населению «Доверие» можно обращаться не только по проблемам, связанным с правонарушениями, но и в любой другой затруднительной ситуации. Действует у нас также Телефон доверия, помощь по которому оказывается психологами анонимно, круглосуточно и бесплатно - 8(3022)28-33-22, 8(3022)39-95-93, 8 800 2000 122.