Роль физического воспитания детей-инвалидов с нарушением двигательной функции
Инвалидность – это не синоним пассивности. Даже при ограниченных возможностях движения, можно выполнять физические упражнения, заниматься спортом, танцевать и вести активный образ жизни. Физическая культура – важный фактор, оказывающий разностороннее влияние на укрепление организма детей с ограниченными возможностями здоровья. Особенно актуально привитие детям-инвалидам стойкого интереса к занятиям физическими упражнениями, обучение их доступным двигательным умениям. В процессе занятий физической культуры многие дефекты моторики и физического развития сглаживаются и корригируются, но, тем не менее остаются серьёзным препятствием овладением детьми бытовыми и трудовыми навыками. Поэтому, уже в начале обучения необходимо совершенствовать самые простые движения, осуществлять контроль за ними, так как исправлять недостатки труднее, чем давать правильное направление в развитии движений. Очень важно, чтобы все навыки и умения формировались на основе правильных элементарных движений.
Так в детском доме-интернате для умственно-отсталых детей на начало учебного года разработана программа по физическому воспитанию для детей-колясочников.
Цель программы: развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма.
При разработке программы учитывались физические и индивидуальные возможности воспитанников. Каждое занятие состоит из несколько частей: дыхательная гимнастика, силовая тренировка и упражнения на растяжку, специальные упражнения по безопасному движению.
· Дыхательная гимнастика позволяет детям настроить свой организм на дальнейшее занятие. Так как задержка двигательного развития приводит к нарушению дыхательной функции, то дыхательная гимнастика оказывает большое значение во время выполнения упражнений.
· Силовая тренировка и упражнения на растяжку помогают увеличить объём мышц и их силу, что очень важно для таких детей, поддерживают в нужном положении суставы плеч и укрепляют позвоночник. Гибкость и сила мышц спины очень важны для колясочников, так как длительное сидение деформирует позвоночник и делает его «круглым». Из-за этого начинают страдать внутренние органы. Упражнения проводятся как в коляске, так и на гимнастических ковриках с использованием гимнастических палок.
· Специальные упражнения по безопасному движению, здесь воспитанники обучаются умению преодолевать препятствия в движении назад и вперёд, безопасно вставать после падения. Дети самостоятельно двигаются по пандусу: подъём и спуск, продвигаются по узким проходам, поднимают предметы, поднимаются после падения.
Так же на занятиях проходит обучение танцевальным движениям и элементам спортивных игр. Ритмичные движения под музыку прибавляют энергии, поднимают настроение, раскрепощают зажатые эмоции. А еще благотворно влияют на работу практически всех систем организма, его укрепление и оздоровление. Воспитанники разучивают доступные танцевальные движения, учатся двигаться в такт. Дети с удовольствием разучивают танцы. Ребята были участниками мероприятия в доме-интернате, где представили зрителям танец «Снег». В данное время мы разучиваем танцы народов мира «Черкассия».
При обучении элементам спортивных игр, танцевальным движениям, преследуются такие цели, как самоутверждение, укрепление здоровья, демонстрация своих возможностей, как средство социальной и психологической адаптации. Воспитанники освоили такие спортивные игры, как дартс, городки, элементы баскетбола, волейбола, элементы настольного тенниса. Из группы детей, двое отлично играют в Дартс.
Чтобы повысить интерес к занятиям физической культуры, я включаю в уроки видео просмотры танцевальных конкурсов среди инвалидов-колясочников, параолимпийские игры, что оказывает стойкий, положительный эффект. Воспитанники с интересом посещают уроки по физическому воспитанию, занятия физической культуры вырабатывают у детей потребность в двигательной активности, повышают устойчивость к соматическим заболеваниям.
инструктор по физическому воспитанию
Светлана Николаевна Резникова