Телефон доверия-экстренная психологическая помощь
Телефон Доверия – как служба экстренной психологической помощи была открыта в г. Чите 1992 году. Служба экстренной психологической помощи по телефону в Забайкальском крае – одина из старейших в России. Изначально услуги психологической помощи предоставлялись населению исключительно в ночное время суток. Позднее, с 1995 года Телефон доверия начал работать круглосуточно.
Пионерами Забайкальского телефонного консультирования стали: психотерапевты: И. Ванкон, Г. Захаров, А. Куликов, С. Уткин; социальные психологи: Е. Черненко, В. Меркушин; писатель А. Озорнина; психологи: Т. Зазовская, Т. Семенова.
Позднее к работе на Телефоне доверия присоединились Е. Левченко и И. Смирнягина ставшие идейными консультантами Телефона доверия, при которых зарождались принципы и традиции службы Телефона доверия.
Первым официальным супервизором Забайкальского Телефона Доверия стала психолог Т. Орлова. Позднее ее сменила Т. Зазовская – психолог, затем ставшая директором ГУСО «Центр психолого-педагогической помощи населению «Доверие».
Спустя восемь лет продуктивной работы Телефона доверия, по запросу времени (актуальности психологических проблем детей и подростков) была открыта вторая, подростковая, линия «Телефона доверия» – «Поговорим…», на которой работали специально обученные и подготовленные специалистами службы Телефона доверия, подростки-волонтеры, старшеклассники, студенты первых курсов ВУЗов и СУЗов г. Читы. Основной функцией подростковой линии Телефона доверия, на тот момент, была поддержка детей и подростков. На подростковой линии «Телефона доверия» – «Поговорим…» с консультантом-сверстником можно было говорить на одном языке на волнующие темы и о различных проблемах. За время работы с 2000 по 2008 годы было подготовлено около 300 волонтеров-консультантов, которые в разное время успешно работали на линии подросткового «Телефона доверия».
За эти годы на круглосуточной линии работали и другие специалисты:
- психотерапевты: Осипов В. Гладких Н, Новиков Д.;
- психологи: Казаченко Е., Миронова Т., Марахина О., Кузнецова М. Куликова М.
Кроме того, на линии были выделены часы и для узких специалистов:
- гинеколог Сачук И.,
- врач иммунолог Центра СПИД Розенберг В.
Важным событием в развитии Телефона доверия стало включение в 2001 в члены Российской Ассоциации Телефонов Экстренной Психологической Помощи (РАТЭПП), что способствовало расширению радиуса профессионального взаимодействия психологов-консультантов, Телефона доверия Забайкальского края с телефонными консультантами других региональных служб Телефона доверия, действующих на территории России.
Специфический опыт предоставления услуг психологической помощи был получен в 2009 году во время финансово-экономического кризиса. Тогда в службе Телефона доверия заработала горячая линия, специалисты которой ежедневно оказывали помощь и поддержку гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Переломным моментом в деятельности службы Телефона доверия стало подключение к единому общероссийскому номеру телефона доверия для детей, подростков и их родителей с 1 октября 2010г при участии Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. На тот момент была создана служба Телефона доверия в г. Краснокаменске, которая с 1 декабря также присоединилась к детскому телефону доверия. В результате этого служба Телефона доверия, помимо предоставления услуг экстренной психологической помощи, была также сориентирована на оказание профессиональной консультативно-психологической помощи детям, подросткам и их родителям, по проблемам жестокого обращения и насилия над детьми.
Благодаря работе единого бесплатного номера Телефона доверия психологическая помощь по телефону стала более доступной, что дало возможность пользоваться услугами Телефона доверия детям и взрослым, проживающим в отдаленных районах Забайкальского края и в сельской местности. В это время наблюдался значительный скачек популярности Телефона доверия, где количество обращений от жителей Забайкальского края в 2011 году достигло 23 тысяч. Такое количество обращений, по сравнению со среднестатистическими показателями других лет, стало рекордным. Все это укрепило имидж и престиж службы Телефона доверия Забайкальского края.
В 2011 году, служба Телефона доверия стала членом «Российской ассоциации детских телефонов доверия» CHI. Многие специалисты службы Телефона доверия, при участии Фонда защиты детей от жестокого обращения и поддержки Министерства социальной защиты население Забайкальского края, прошли специальное обучение на базе Алтайского государственного университета в г. Барнауле по программе «Подготовка специалистов Детского телефона доверия (службы экстренной психологической помощи)».
За время 20-ти летней работы служба Телефона доверия пережила множество организационных изменений. Изначально служба осуществляла свою деятельность в стенах госучреждения ЦВИМП, затем в поликлинике Центрального района г. Читы. С 1994 Телефон доверия стал структурным подразделением городского центра социально-психологической помощи семье и детям «Доверие». С 2006 года и до настоящего времени служба Телефона доверия осуществляет свою деятельность в структуре ГУСО «Центр психолого-педагогической помощи населению «Доверие» Забайкальского края. Несмотря на реорганизации, Телефон доверия смог сохранить многолетний опыт, традиции и ценности присущие службе Телефона доверия.
Подводя итог, можно отметить, что служба «Телефона Доверия» за двадцать лет работы завоевала авторитет и уважение среди населения и на сегодняшний день является самых доступным видом психологической помощи и поддержки населения Забайкальского края.
И.В. Замарёхина, к.п.н.,
методист-психолог отделения экстренной
психологической помощи по телефону
ГУСО ЦПППН «Доверие»
С.В. Уткин зав. отд.
ГУСО ЦПППН «Доверие»
Е.А. Левченко психолог
ГУСО ЦПППН «Доверие»