Размер шрифта:
Цветовая схема:
Изображения:
16.08.2016, 15:20

Преодоление школьной дезадаптации воспитанников младшего школьного возраста

Преодоление школьной дезадаптации воспитанников младшего школьного возраста

(из опыта работы социально-реабилитационного центра)

В государственном учреждении социального обслуживания «Билитуйский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Подросток» Забайкальского края ежегодно проходят реабилитацию более  80 детей от 3 до 18 лет. Как правило, многие воспитанники центра испытывают трудности в школьном обучении. Деформации психолого-эмоциональной и когнитивной сферы детей, являющиеся следствием их социальной дезадаптации, препятствуют восстановлению статуса ученика. Дети испытывают постоянный психологический дискомфорт, связанный с выполнением домашнего задания, с пониманием своего положения неуспевающего, неспособного к учебе. Любые затруднения в процессе обучения, возникающие у ребенка в силу личностных особенностей или условий социального окружения, можно обобщить в понятии «школьная  дезадаптация», которая проявляется в неуспеваемости, недостаточности знаний, отсутствии веры в свои возможности и самого себя, и как следствие - в негативном отношении к школе и перспективам, связанным с учебой.

Из работ психологов известно, каким образом неверные представления о своих возможностях отражаются на продуктивности действий и поступках человека. Данные психолого-педагогической диагностики указывают на наличие постоянного рассогласования самооценок и действительных возможностей воспитанников социально-реабилитационного центра. Таким образом, формирование адекватной самооценки  воспитанников – важный этап в преодолении их школьной дезадаптации. Необходимость оказания помощи детям в преодолении школьной дезадаптации привела к идее разработки и внедрения технологии, направленной на формирование у них самооценки, соответствующей собственным возможностям.

Анализ результатов, полученных  за  годы работы  с применением данной технологии, позволяет сделать вывод об её эффективности: в течение предшествующих 3-х лет на повторный год обучения оставлены только 2 воспитанника центра из 57, обучающихся в школе. В результате кропотливой индивидуальной работы, проводимой воспитателями и психологами центра совместно с педагогами школы, у детей постепенно формируется адекватная самооценка и появляется положительная  мотивация к учебной деятельности.

Технология преодоления школьной дезадаптации воспитанников центра  путём повышения их самооценки реализуется в несколько этапов:

- выявление у ребёнка наличия мотивации к обучению в школе; 

- определение уровня самооценки ребёнка;

-разработка индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения воспитанника в повседневной жизнедеятельности с целью формировании положительных личностных качеств, необходимых для успешности в школе (с учетом данных диагностики);

-реализация мероприятий программы;

- проведение промежуточной диагностики с целью внесения корректив в программу;

- оценка полученных результатов;

- закрепление положительных результатов.

  Промежуточные результаты работы по данной технологии отражаются на стенде, на котором определены 3 уровня самооценки: завышенная, верная, заниженная.

Технология предполагает работу с детьми младшего и среднего школьного возраста. С каждым ребенком проводится индивидуальная беседа, в ходе которой ему оказывается помощь в понимании содержания стенда.   Дети сами определяют место на стенде и закрепляют на нем специально изготовленные жетоны, таким образом, самостоятельно определяя уровень своих возможностей. Данное действие является своеобразной самодиагностикой, которая показывает, насколько ребенок самокритичен, а педагоги при этом могут оценить соответствие  его самооценки действительному уровню. Самооценка ребенка сопоставляется с результатами диагностики, которая проводится воспитателем совместно с педагогом-психологом. Следует отметить, что при оформлении стенда учитывается желание ребенка о наглядной демонстрации его самооценки. Каждый ребенок имеет возможность выбора и при его желании работа с ним проводится индивидуально, без демонстрации результатов на стенде. Для диагностики мотивации к учебной деятельности используется адаптированный тест-опросник А. Реана, которыйпозволяет определить мотивацию успеха у школьника, играющую  большую роль в процессе формирования самооценки и уровня притязаний. Если ребенок постоянно не справляется с заданием и получает низкие оценки, то мотив достижения успеха значительно ослабевает. Сначала возникает переживание, затем безразличное отношение к отрицательной оценке своей деятельности  окружающими.

Для диагностики мотивации учения используются также и традиционные методы: наблюдение, беседа, рисунки на школьные темы, анкетирование и др.;

В результате диагностики важно определить знания, умения, навыки, совокупность особенностей развития и формирования личности, что позволяет выявить дополнительные знания об особенностях ребенка, касающихся снижения учебной мотивации, повышения тревожности, трудностей в общении.

В дальнейшем, совместно с психологом  центра проводится анализ  показателей ребенка. Для детей, которые испытывают затруднения в оценке своих возможностей и демонстрируют низкий уровень достижений, слабо развитую мотивацию, разрабатывается индивидуальная программа сопровождения. Программа предусматривает совместную деятельность психолога (разработка тренинговых программ), воспитателя, который уделяет такому ребенку особое внимание, оказывает помощь и осуществляет контроль при выполнении домашних заданий. В работе с детьми по преодолению их школьной дезадаптации педагогический коллектив центра придерживается основного правила: важно создавать ситуации, обеспечивающие ребенку переживание успеха, ощущение радости на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению; чаще использовать такие педагогические инструменты, как поощрение, педагогическая поддержка и т.д.

В деятельность по преодолению школьной дезадаптации воспитанников центра необходимо вовлекать и педагогов школы, где обучаются дети. С их стороны важно поддержать уверенность ученика в своих силах, создавать ситуацию успеха, ориентировать ученика на самооценку деятельности, развитие ответственности и рефлексии при выполнении учебных заданий. Взаимодействие с педагогами школы осуществляется воспитателем и педагогом-психологом центра в индивидуальном порядке при посещении собраний, уроков, проведении мини-консилиумов, совместных педагогических советов.

Ежемесячно проводится промежуточная диагностика, которая позволяет наблюдать динамику продвижения каждого ребенка по шкале самооценки. В случае целесообразности, в план вносятся коррективы, рекомендации для дальнейшей работы.

Завершающим этапом является заключительная диагностика, после которой проводится полный анализ всех достижений и неудач ребенка. При этом оценивается «движение» ребенка, которое определяет сам учащийся  на наглядном изображении от заниженной или завышенной самооценки к достоверной.

Применение данной технологии позволяет улучшить качество реабилитационной работы, которое проявляется в личностных изменениях  воспитанников. Это изменение самооценки, формирование системы регуляции, соответствующей собственным представлениям ребенка о себе, формирование установок на положительную мотивацию к учебно-познавательной деятельности.

  Следует отметить, что залогом успешной реализации данной технологии  является совместная деятельность всех педагогов и специалистов, установление доверительных отношений с детьми и каждодневная кропотливая работа с каждым воспитанником, испытывающим трудности в обучении.

Олеся Валерьевна Башмакова, воспитатель государственного учреждения социального обслуживания

«Билитуйский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Подросток» Забайкальского края»

Лента новостей

Забайкалье в социальных сетях

Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края

Выберите район края:

Раздел недоступен

В настоящее время в выбранном вами разделе портала ведутся работы по его наполнению.
Посетите данный раздел позже.

Официальные сайты Забайкальского края: