Уроки понимания
Традиционно сложилось представление об инвалидах, как о больных людях, нуждающихся в медицинской помощи. Инвалид нуждается в постоянной заботе и опеке со стороны государства и общества в целом. Все его проблемы возникают из-за недуга, ведь он не может ходить, не может видеть, говорить, слышать. Во всем виновата его болезнь. Если смотреть на инвалида с этой точки зрения, то, действительно инвалид нуждается только в лечении, медицинской реабилитации, благотворительной помощи. Таким образом, человек с инвалидностью лишается права принимать собственные решения, иметь право выбора, брать на себя ответственность за принятие решений, он больной и опекаемый, на его жизнь наложено множество ограничений. Его жизнь зависит от чужого мнения.
Недостаточная информированность населения (страх, невежество, предрассудки) порождает искаженное представление о лицах с ограниченными возможностями, что, в свою очередь, делает их пассивными и далекими от активной общественной жизни. Изменить эту ситуацию возможно при устранении барьеров во взаимопонимании между людьми.
По нашему мнению, данную программу нужно начинать с детей-школьников, как с наиболее «открытой» и способной к диалогу части общества, чтобы у них с раннего возраста сформировалось правильное представление о том, что инвалидность - это не только наследственность, но и ухудшение экологической обстановки, различные заболевания, травмы и, что никто от этого не застрахован.
С этой целью специалистами ГКУСО «ЦМСРИ «Росток» Забайкальского края была разработана информационно-обучающая программа «Уроки понимания» по формированию у школьников и современной молодежи толерантного отношения к проблемам людей с ограниченными возможностями, способствующего их интеграции в обществе.
Программа «Уроки понимания» реализуется по трем направлениям: медицинскому, психологическому, социальному.
Структура рабочей программы соответствует требованиям в организации внеклассной работы по проблемам социального воспитания школьников. Содержание программы включает следующие задачи:
- раскрыть основные понятия: «лицо с ограниченными возможностями», «инвалидность»;
- ознакомить учащихся с нормативно-правовыми основами и механизмами социальной защиты людей с ограниченными возможностями (согласно ФЗ №181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»);
- ознакомить с достижениями людей с ограниченными возможностями и психологически подготовить учащихся к общению с ними;
- сформировать систему нравственных ценностей по отношению к инвалидам.
Программа «Уроки понимания» реализуется с 2005 г. в общеобразовательных школах города Читы. Наиболее эффективно данная программа была реализована в МБОУ СОШ №47, №2. За период с 2005-2013 гг. программой охвачено 135 учащихся.
Школьные занятия проводились психологами, медицинскими работниками, специалистами по социальной работе в интерактивной форме (игры; моделирование ситуаций, характерных для различных форм инвалидности; дискуссии), то есть на уроках предполагалось организовать и развивать диалоговое общение со школьниками, найти взаимопонимание, взаимодействие к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач.
Большая часть занятий проводилась на базе ГКУСО «ЦМСРИ «Росток» с участием детей и взрослых инвалидов, что позволило ребятам развивать коммуникативные навыки в общении с людьми с ограниченными возможностями. Беседа помогла школьникам осознать, что инвалиды такие же люди, только им приходится затрачивать больше усилий и времени для совершения тех же действий, что и здоровым. Инвалиды в общении со школьниками не только имели возможность поделиться своими проблемами и трудностями, но и приобрести новые знания и опыт общения, что способствовало их личностному росту и более полной интеграции в социум.
С учащимися проводились занятия, раскрывающие особенности людей с инвалидностью; о приспособлениях и условиях, позволяющих им вести самостоятельную жизнь.
В тематическом плане данной программы предусматривались увлекательные и запоминающие уроки-экскурсии. На экскурсиях в Центр ребята ознакомились с направлениями деятельности и кабинетами Центра, познакомились со специалистами, выполнили упражнения в зале ЛФК, побывали в волшебном мире темной сенсорной комнаты. В специализированной библиотеке для слабовидящих и незрячих ученики прослушали лекцию об этике общения с людьми, имеющими физические ограничения жизнедеятельности, ознакомились с книжным фондом на альтернативных носителях (с рельефно-графическими пособиями, с «говорящими» книгами на компакт - кассетах и СD – дисках, с техническими средствами реабилитации). Завершающая экскурсия прошла в отделении иппотерапии на ипподроме Читинской заводской конюшни им. Х.Х. Хакимова, где для школьников инструктора провели занятия по лечебно – верховой езде, рассказали об особенностях отделения, основных задачах и направлениях работы.
На уроке – просвещении « Жить в мире с собой и другими» ребята самостоятельно изобразили эмблему толерантности. На уроках: «Да, мы – разные, но все мы люди», «Мы – команда» психологом ГКУСО « ЦМСРИ «Росток» были проведены сеансы психологического тренинга, позволяющего поделиться впечатлениями друг с другом. У ребят была возможность задать психологу интересующие их вопросы по проблемам людей с ограниченными возможностями.
В учебно-тематический план программы были включены занятия по профилактике инвалидности, беседы с педиатром на тему «Я и мое здоровье», позволяющие современным школьникам осознать, что социально полноценным является человек, ответственно относящийся к своему здоровью, что здоровье в их руках и его нужно беречь.
Школьники успешно приняли участие в проекте развития детско-юношеского волонтерского движения «Новые горизонты» по обучению пожилых людей компьютерной грамоте. Зиновьев Виктор Зиновьевич, посещавший курсы с благодарностью написал: «Мне хочется поблагодарить ребят, которые оказывали нам помощь в освоении компьютера, учили нас работать на нем, не бояться и нажимать нужные клавиши в нужный момент. И эти ребята совместно со специалистами Центра «Росток» «заразили» нас компьютером, дали толчок в его освоении. И вот сейчас, сидя за ним, я с благодарностью вспоминаю усердие и стремление ребят научить нас, дедушек и бабушек, компьютерной грамоте».
На заключительных уроках для школьников проводятся викторины с целью выявления знаний, умений, навыков, полученных в процессе реализации программы, по окончании года ребята творчески представляют проект «Мое видение интеграции лиц с ограниченными возможностями».
Ребятам понравились «Уроки понимания», в своих отзывах о проекте они написали:
Берсанова Надежда: «Мне все очень понравились. Занятия мне пригодились, т.к. мой папа тоже инвалид. Я его очень люблю и готова всегда прийти к нему на помощь. Теперь я его понимаю»; Ковалев Антон: «Мне понравилось занятия, где выступал сурдопереводчик. Я достаточно много узнал о глухих людях, о проблемах, с которыми они сталкиваются в жизни. Также мне понравилось занятие, где показывали фильм по техническим средствам реабилитации (тср) – это приспособления, которыми пользуются инвалиды, оказывается технических средств реабилитации очень много»;
Лопатина Алена: «Раньше я думала, что инвалиды это плохие люди, только и делают, что пьют и курят. Когда же начались занятия в Центре «Росток», я поменяла свое мнение. Оказывается люди с ограниченными возможностями хорошие: умеют танцевать, петь, писать стихи и даже занимаются спортом, становятся кмс, олимпийскими чемпионами». По итогам каждого занятия специалистами по социальной работе осуществлялся контроль полученных знаний посредством анкетирования, тестирования, метода невключенного наблюдения, проективных методик, мини-сочинений учащихся. Реализация программы посредством содержательных и интересных занятий в интерактивной форме, а также уроков-экскурсий, предполагающих закрепление пройденного материала, позволили сформировать у школьников такие необходимые личностные качества как эмпатия и толерантность к людям, нуждающимся в помощи и поддержке.
Подводя итоги по результатам реализации программы, хотелось бы отметить, что у подавляющей части учащихся сформировалось толерантное отношение к людям с ограниченными возможностями по вопросам инклюзивного обучения, ребята психологичеки подготовлены к общению со сверстниками, имеющими психофизические ограничения.
По нашему мнению, проведение подобных занятий в общеобразовательных школах необходимо. Эти уроки решают задачи формирования толерантности по отношению к людям с ограниченными возможностями, и повышают мотивацию школьников к ведению здорового образа жизни с целью профилактики инвалидности.
Златковская О.Г. методист ГКУСО «ЦМСРИ в «Росток»