Особенности влияния школьной тревожности на поведение и успеваемость младшего школьника
По результатам многих научных наблюдений и исследований среди учащихся средних общеобразовательных школ, проведения бесед с педагогическим коллективом и родителями, наблюдается рост числа эмоционально неустойчивых, тревожных детей младшего школьного возраста.
Это связано в первую очередь с тем, что современная школа предъявляет большое количество требований к ребенку, на него возлагаются большие ожидания со стороны взрослых, акцент делается на то, что ученик «должен», а не на то, что он «хочет». С другой стороны, младшему школьнику приятно быть и чувствовать себя взрослее, ответственнее, видеть, что окружающие воспринимают его как школьника. Однако такое положение вызывает ряд переживаний, связанных со стремлением оправдать ожидания и страх оказаться плохим учеником. В результате, когда ребенок находится в школе в ситуации неуспеха, его реакция носит, как правило, неадекватный характер, в этот момент у ребенка может возникнуть чувство тревожности (Славина Л.С.).
В психологии под тревожностью подразумевается устойчивое личностное образование, сохраняющееся на протяжении длительного времени, переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грозящей опасности (Прихожан А.М.).
Следует отметить, что школьное обучение всегда сопровождается повышением уровня тревожности у детей. Под школьной тревожностью, понимается мягкая форма проявления эмоционального неблагополучия ребенка (Харизова Л.В.). Оптимальный уровень школьной тревожности активизирует процесс обучения, делает его более эффективным, оказывает и мобилизующее действие, «заменяя и подменяя собой действия по другим мотивам и потребностям» (Прихожан А. М.), но когда уровень тревожности превышает оптимальный предел, то ребенок теряет интерес к обучению, что влечет за собой негативные последствия как для него самого, так и для взрослых, которые его окружают. В данной ситуации без помощи психолога не обойтись.
В связи с введением новых стандартов обучения, тревожность у младших школьников начала прогрессировать с ускоренным темпом. Это связано: с трудностями в обучении, что проявляется в проверке знаний во время контрольных и других письменных работ; с введением новых критериев оценивания учащегося; с неудовлетворенностью родителей и педагогов успеваемостью ребенка; с чрезмерным контролем школьной успеваемости. Все это влечет за собой усиление школьной тревожности (Харизова Л.В.).
Ежедневное преодоление трудностей, с одной стороны, позволяет ребенку накопить бесценный жизненный опыт, но с другой – травмирует и невротизирует его, поэтому большинство школьников состоят на учете у неврологов с общим диагнозом: невроз.
Как работать с тревожными детьми?
Работа с тревожными детьми занимает достаточно длительное время. В работе с тревожностью, руководствуясь разработками различных авторов, выделяют следующие направления:
- повышение самооценки ребенка;
- обучение саморегуляции в конкретных, наиболее волнующих случаях;
- снятие мышечного напряжения;
- работа с родителями, педагогами.
Для первичной диагностики используются следующие психодиагностические методики: рисуночные тесты, диагностика уровня школьной тревожности по Филлипсу, диагностика тревожности по Айзенку, методика измерения уровня тревожности, тест детской тревожности Темпл -Дорки_- Амен , а также наблюдение и беседа.
Опираясь на практический опыт работы и результаты диагностического исследования, можно говорить о том, что тревожные дети испытывают волнение при выполнении определенных заданий, это наблюдается по внешним признакам (например, потливость, постоянная занятость рук и т.д.). Если такой ребенок совершает ошибку, то либо стирает ее усиленно, либо замазывает ее. Согласно данным разработчиков рисуночных тестов (рисунок человека; рисунок семьи и т. д.), признаками тревожности являются: штриховка, мелкие фигуры, скачущие линии, отказ от выполнения задания, смещение рисунка вниз (Маховер В.И.).
Работая с тревожностью у детей младшего школьного возраста, можно сделать несколько интересных заключений, связанных со спецификой проявления тревожности. Случаи практики показывают следующее: переживание младшим школьником негативных эмоциональных состояний в школьной среде нередко становится причиной возникновения школьной тревожности, что определенным образом отражается на поведении ребенка и влияет на успешность его обучения.
Свои или чужие страхи?
Страх, как негативная эмоция, лежит в основе школьной тревожности. Постоянно испытываемое чувство страха приводит к тому, что ребенок делает все, чтобы избежать неудачи. Ожидание неодобрения со стороны окружающих заставляет тревожных детей отказаться от той деятельности, в которой они испытывают затруднения.
Например: Катя (10лет) боялась поднимать руку и выходить к доске, потому что опасалась смеха одноклассников и неодобрительного оценивания учителя. Если же учитель вызывала ее к доске, девочка краснела и не могла сконцентрировать свое внимание. «Вдруг она будет ни к месту, сделает что - то не так, не оправдает ожиданий учителя». А в работе с тревожными детьми рекомендуется использовать демонстрацию уверенного поведения. Не сравнивать ребенка с другими, чаще хвалить его, чтобы он знал «за что» (хорошая оценка, небольшое личное достижение, добрый поступок и т.д.).
Часто ребенок ведет себя подобным образом, если со стороны родителей и педагогов предъявляются требования и нормы, которым ребенок не может соответствовать в связи с личностными и возрастными особенностями.
Необходимо обращать внимание на тот факт, что существует зависимость между страхами детей и их родителей. В большинстве случаев страхи, испытываемые детьми, были присущи их родителям в детстве.
Например: Полина (8лет) очень переживала, что не поняла данную тему и наотрез отказывалась подойти внеурочное время к учителю для объяснений. Хотя девочка в классе славилась хорошисткой и активисткой, и ей не доставляло неудобств обращаться за помощью к педагогу. Оказалось, что мама поделилась с дочкой тем, что сама с детства боится просить помощи и тем самым передала свой страх ребенку. Преодолеть этот страх помогли беседы с девочкой о том, что нет ничего стыдливого и плохого, если попросить еще раз объяснить непонятый материал. Были разъяснены последствия непонятых тем и обсуждены возможные действия.
Хорошо ли мотивировать?
Согласно исследованию психологов Лютова Е.К. и Монина Г.Б. при усилении мотивации ребенка его деятельность улучшается до конкретного предела, а с определенного момента начинает разрушаться. Особо хорошо видны такие проявления у тревожных детей.
Например: Олег (10лет) – отец, стремясь повысить мотивацию ребенка к школе, говорил об опасности остаться на второй год и не перейти в другой класс. Этот мальчик боялся сделать ошибку, не проявлял инициативу, требовал разъяснения своих шагов и действий. В данном случае рекомендована сказкотерапия с элементами релаксации.
Что влечет чрезмерная ответственность?
Тревожные дети испытывают высокую ответственность за все, что происходит, а при неудачах в основном винят себя, в результате проявляется растерянность, неуверенность в себе. Реакция психологической защиты выражается в отказе от общения и избегания лиц, от которых исходит «угроза».
Например: Саша (9лет) старалась всегда быть «на высоте», стремилась успеть всегда и везде, чтобы доказать остальным одноклассникам, что она лучшая. Учитель однажды сделала ей замечание и упрекнула в том, что она «выскочка». Ребенок закрылся в себе и отказался ходить в школу. В данном случае необходима непринужденная беседа с элементами арртерапии. Желательно, чтобы ребенок проговорил вслух свои обиды.
Как преодолеть тревожность?
Выделяют следующие рекомендации для работы по преодолению тревожности у детей:
- непринужденная беседа (дать проговорить, что его тревожит и волнует, рассказать о страхе);
- работа с рисунком, разыгрывание школьных ситуаций;
- работа с родителями (формирование индивидуальных рекомендаций);
- релаксация.
Как помочь родителям тревожного школьника?
Рекомендации для родителей, чьи дети испытывают повышенный уровень тревожности:
- старайтесь делать ребенку, как можно меньше замечаний;
- избегайте сравнения ребенка с одноклассниками (лучше сравнивать достижения ребенка с его же результатами, показанными, например, неделю назад);
- общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет учителя (нельзя говорить ребенку: «Много ваша учительница понимает, слушай лучше меня!»);
- по возможности донесите до педагога личностные особенности вашего ребенка;
- не предъявляйте к ребенку завышенных требований. Если ребенку сложно дается какой-либо учебный предмет, то окажите поддержку, помогите ему, а при достижении даже малейших успехов похвалите его;
- чаще используйте телесный контакт (объятия, поглаживание, рукопожатие и т.д.).
Педагог-психолог ГУСО ЦПППН «Доверие» Забайкальского края
Ерке Вера Сергеевна
Литература:
1. Александровская Э.М., Гильяшева И.Н. Адаптированный модифицированный вариант детского личностного опросника Р. Кэттелла. Методические рекомендации. М.: Фолиум, 1995.;
2. Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха? Спб.: Гиппократ, 1995.;
3. Лютова Е.К., Монина Г.Б.Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, тревожными детьми М., 2001.;
4. Прихожан А.М. Тревожность у детей. Москва- Воронеж, 2000.;
5. Филлипс П.А. Диагностика уровня школьной тревожности. М., 1992.