Размер шрифта:
Цветовая схема:
Изображения:
24.04.2014, 08:49

Волшебные пальчики

 

Мелкая моторика — это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий трех систем: нервной, мышечной и костной. Область мелкой моторики рук охватывает огромное количество самых разных движений. Навыки мелкой моторики помогают нам совершать как примитивные жесты (например, брать в руку предметы), так и достаточно мелкие и сложные движения (к примеру, писать).

Развитие мелкой моторики у детей напрямую определяет качество жизни. Огромное количество бытовых действий связано именно с мелкой моторикой: детям необходимо научиться застегивать пуговицы и молнии, зашнуровывать ботинки, производить ряд действий по самообслуживанию. Кроме этого, исследователи установили связь между развитием мелкой моторикой рук и развитием речи, так что развитие мелкой моторики у детей помогает им быстрее и лучше заговорить.  Речевой центр головного мозга расположен очень близко к моторному центру, который отвечает за движения пальцев. Если стимулировать моторный центр, отвечающий за движения пальцев, то речевой центр также активизируется. Поэтому развитие мелкой моторики необходимо для быстрого и правильного формирования навыков речи. Навыки мелкой моторики помогают ребёнку исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его вещи, и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живёт.                                                                                                

Я работаю воспитателем  на группе, где  возраст детей  от 4 до 9 лет, в основном это дети с  умеренной  умственной отсталостью. Практически у всех воспитанников есть недоразвитие мелкой моторики.  В свою очередь это приводит к замедлению темпов формирования разнообразных двигательных навыков, автоматизация которых требует много времени и усилий. Кроме того, сформированные навыки характеризуются непрочностью и тенденцией к быстрому распаду.  Движения умственно-отсталых дошкольников отличаются неловкостью, плохой координированностью, чрезмерной замедленностью или, напротив, импульсивностью. Это служит одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, жизненно необходимыми умениями и навыками самообслуживания. Ребенок, вышедший из младенчества, долго не умеет пользоваться чашкой и ложкой. Он разливает содержимое, не успев донести до рта, пачкая стол и свою одежду.  Потому  основной  коррекционно-развивающей задачей моей работы с детьми является задача по развитию навыков мелкой моторики.                                                  

Одним из видов упражнений, положительно влияющих на развитие данного навыка,  являются пальчиковые игры. Игры эти очень эмоциональны и увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые игры как бы отражают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковой игры дети, повторяя движения взрослых, активируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.                                                                                                                                                          

  Вот примеры игр, которые мы осваиваем вместе с детьми параллельно с движениями:                                                                                                                                                     

                 КОТЯТА

    Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол.

У кошечки нашей есть десять котят,

Покачиваем руками, не разъединяя их.

Сейчас все котята по парам стоят:

Два толстых, два ловких,

Два длинных, два хитрых,

Два маленьких самых

И самых красивых.                                                                                                                                                                                                                                                          

(Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга, от большого к мизинцу)                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

              

            ДОМ

Я хочу построить дом,

(Руки сложить домиком, и поднять над головой)

Чтоб окошко было в нём,

(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)

Чтоб у дома дверь была,

(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)

Рядом чтоб сосна росла.

(Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)

Чтоб вокруг забор стоял,

Пёс ворота охранял,

(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)

Солнце было, дождик шёл,

(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)

И тюльпан в саду расцвёл!

(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана")                                                                                                                                                                                                                                                                                                

      Также очень широко использую такие виды упражнений как:                                                                                                                                                     

-упражнения с бусами (нанизывание бус на леску, усложнение задания нанизывание бус в определённой последовательности – по цвету, по форме);                                                                                                                                       

-упражнения с мозаикой  (выкладывание дорожек разных цветов, выкладывание домика, цветочка и др.);                                                                                                                                                           

-упражнения с кубиками (строительство башенки, скамейки, гаража для машины и др.);                                                                                                                                                          

-упражнения  с конструктором;                         

                                                                                                                                                                                          -различные дидактические игры «Шнуровочка», «Весёлые фигурки», «Чудесный мешочек» и др.;                                                                                                                                                                                                                                                                                              

- перекладывание бобов в сосуды с различными горлами.                                                                                                                                                                                                                                   

     Очень интересными и продуктивными с точки зрения развития мелкой моторики, являются упражнения с нетрадиционными материалами, такими как бельевые прищепки, крупа, пуговицы, пробки от пластиковых бутылок.  Бельевой прищепкой (важно, чтобы она не была слишком тугой) поочередно "кусаем" ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

"Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: "Кыш!".

     Ещё одно из  занимательных упражнений с бельевыми прищепками-упражнение «Солнышко» - для него я вырезала из желтого картона 2 круга, склеила их. С одной стороны нарисовала глазки, носик, улыбку (веселое личико); а с другой стороны - тоже глазки, носик и ротик, но с опущенными уголками (грустное личико). Поворачиваю круг к ребенку той стороной, где нарисовано грустное лицо и рассказываю детям сказку о том, что на небе жило-было солнышко. И вот однажды оно потеряло свои лучики. С тех пор оно стало грустным-грустным. Чтобы развеселить солнышко нужно прицепить ему лучики. Показываю, как с помощью прищепок можно сделать лучики. Затем, когда все лучики прикреплены, поворачиваю солнышко другой стороной и обращаю внимание детей на то, какое оно стало веселое. После показа предлагаю детям произвести те же самые движения самостоятельно, направляя и помогая им, если это необходимо. По такому же принципу делаем ёлочку, траву, цветы.                                                                                                                                                                                                       

      И обычные пуговицы тоже пригодятся в работе: подбираю пуговицы разного цвета и размера. Сначала выкладываю рисунок сама, затем предлагаю детям сделать то же совместно со мной. После того, как   задание получается выполнить, предлагаю другие  варианты рисунков - из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д.

 Увлекает детей упражнение с крупой: тонким равномерным слоем рассыпаю по яркому  подносу любую мелкую крупу. Сначала сама провожу пальчиком ребёнка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Постепенно дети включаются в работу, сами рисуют  хаотичные линии. Затем пробуем вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы и т.д. Пробки от пластиковых бутылок тоже использую для развития мелкой моторики: берём две пробки, кладем на столе резьбой вверх. Это – «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:

«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы».

То же самое проделываем  двумя руками одновременно.

        Проводя работу по развитию навыков мелкой моторики я придерживаюсь следующей структуры взаимодействия с детьми:                                                    - в комплекс упражнений  включаю задания на сжатие, расслабление и растяжение кистей рук;

-начинаю и заканчиваю занятие сеансом массажа кистей рук;

-сначала все движения  выполняю руками детей, а по мере освоения дети начинают делать их самостоятельно;

-внимательно слежу за тем, чтобы упражнения выполнялись детьми правильно, если возникают трудности в выполнении какого-либо задания, сразу помогаю, чтобы зафиксировать нужное положение пальцев и т. п.;

-чередую новые и старые игры и упражнения, после освоения детьми простых двигательных навыков перехожу к освоению более сложных;

-выполняем определённые движения одновременно с прослушиванием (а затем и с проговариванием ребёнком) стихотворения;

-проводя  занятия,  обязательно хвалю детей за успехи.

     Создавая в группе необходимую развивающую среду, способствующую развитию мелкой моторики, учитывая возрастные и психологические особенности детей, я достигла следующих результатов в своей работе: большинство детей научились захватывать мелкие предметы двумя пальцами, научились держать карандаш, застёгивать пуговицы и  молнии.  Улучшилось произношение, речь  стала более доступна окружающим. Дети  проявляют самостоятельность в самообслуживании. Так же немаловажным является тот факт, что трое детей пошли в школу и успешно осваивают коррекционно-развивающую  программу.

         Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически.

 

Автор Юлия Тянгопан – воспитатель   ГСУ СО «Петровск-Забайкальский    детский дом интернат для  умственно-отсталых детей»                                                                      

Лента новостей

Забайкалье в социальных сетях

Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края

Выберите район края:

Раздел недоступен

В настоящее время в выбранном вами разделе портала ведутся работы по его наполнению.
Посетите данный раздел позже.

Официальные сайты Забайкальского края: