Размер шрифта:
Цветовая схема:
Изображения:
26.12.2014, 14:55

Подготовка приемных родителей

 

Подготовка приемных родителей

В настоящее время в нашей стране растет количество детей, ставших сиротами при живых родителях (социальные сироты). Наиболее эффективным способом решения вопросов и проблем данной категории детей является воспитание ребенка в замещающей семье. А именно устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью на такие формы как усыновление, опека (попечительство), приемная и патронатная семьи.

Практика работы с замещающими родителями показывает, что принимая ребенка в семью, родители сталкиваются с различными трудностями социально-правового психолого-педагогического, а иногда, медицинского характера и нуждаются в оказании квалифицированной помощи. Данную помощь и поддержку кандидаты в замещающие родители теперь могут получить в «Школе приёмных родителей», которая является одним из направлений работыСлужбы сопровождения по подготовке приемных родителей, сопровождению замещающих семей и постинтернатного сопровождения детей, лишенных родительского попечении. Данная служба начала свою работу с 1 августа2014 года на базе ГУСО ЦПППН «Доверие» Забайкальского края.

Занятия в школе приемных родителей, в первую очередь, являются курсами, нацеленными на формирование компетенций, которые дают возможность будущим родителям подготовиться морально и практически к приему ребенка в свою семью (Табл.1).

 

Таблица 1.

Компетентности замещающих родителей и их содержание[1]

 

Вектор компетентности

Ключевые компетенции

Компетентность в области обеспечения безопасности и надежного ухода за приемным ребенком

Знания в области здоровья, гигиены и питания, которые препятствуют или снижают вероятность появления у ребенка тех или иных заболеваний; имеет представления об опасностях микросоциума, в котором находится ребенок (детский сад, школа); знает факторы, способствующие безнадзорности, эмоциональному, физическому и сексуальному насилию; знает физические, медицинские, эмоциональные и поведенческие маркеры: 1) безнадзорности; 2) физического насилия; 3) сексуального насилия; 4) эмоционального насилия.

Компетентность в области обеспечения хода естественного  психического и физического развития ребенка

Знания факторов и условий, вызывающих задержки психического и физического развития, а также нарушений привязанности; умения распознавания задержек психического и физического развития и способность адекватно на них реагировать; безусловно принимает ребенка.

Компетентность в области содействия обучению и образованию ребенка, поддержания его успеха

Знания особенностей психического и физического развития ребенка на разных этапах онтогенеза; знания в области методов, технологий воспитания и развития, соответствующим возрастному этапу онтогенеза ребенка; владение педагогическими технологиями; умения развивать и поддерживать адекватную самооценку ребенка; способность к развитию базовых жизненных навыков ребенка.

Компетентности в области решения проблем нарушений физического и психического здоровья ребенка

Знания основ специальной и коррекционной психологии и педагогики; высокий уровень развития коммуникативных умений; знания и навыки в области обеспечения физического и психического здоровья ребенка с нарушениями в развитии. 

Компетентности в области содействия социальному и эмоциональному развитию приемного ребенка

Знания и владение стратегиями совладания со стрессом; умения в области эмоциональной поддержки ребенка, особенно в ситуации психотравмы; способность к безусловной положительной поддержке; поддержка ребенка в его социальных контактах в микросоциуме.

Компетентности в области поддержки и учета культурных потребностей ребенка

Знания социокультурной ситуации развития ребенка; его кровных семейных традиций и ценностей; способности к межкультурной коммуникации; знание культурных, социальных, экономических сходств и различий с кровной семьей.

Компетентность в области поддержки постоянства долгосрочных планов и устойчивость замещающих родителей

Понимание важности воссоединения ребенка с кровной семьей, как основной цели социальной защиты детства; знания о последствиях перехода ребенка из одной замещающей семьи  в другую; осознание причин и факторов ухода детей из замещающей семьи; правовые знания в области функционирования замещающей семьи; знание об особенностях адаптации детей в замещающей семье.

Компетентность, связанная с вероятным уходом приемного ребенка

Компетентности, связанные с самосовершенствованием себя как «замещающего родителя» (компетентность самосовершенствования)

Знания функций, обязанностей и прав замещающих родителей; осознание границ ответственности себя, как замещающего родителя; осознание своих сильных и слабых сторон, как замещающего родителя; способность к самосовершенствованию.

Компетентности, связанные с личностным благополучием замещающих родителей и поддержанием стабильности семьи

Осознание важности благоприятной семейной среды; способность к поддержанию семейного благополучия; осознание последствий принятия ребенка в собственную семью; знание проблем, возникающих в собственной семье и связанных с принятием приемного ребенка.

Компетентность в области поддержки взаимоотношений между детьми и их кровными родителями

Знания о специфике отношения ребенка с кровной семьей; знания о важности регулярных встреч ребенка с кровной семьей; знания о чувствах и переживаниях ребенка по отношению к кровной семье; знание специфики подготовки ребенка к встрече с кровной семьей; поддержка сиблинговых отношений (отношений между братьями и сестрами).

Компетентность в области работы в команде

Знания специфики взаимоотношений в триаде «приемная семья – служба сопровождения – кровная семья»; коммуникативные умения; способность к построению отношений со всеми специалистами; осознавание потребности взаимодействия с другими замещающими семьями.

 

Замещающие родители должны обладать способностью защитить права и интересы приемных детей,умением создать благоприятные условия жизнедеятельности, которые обеспечат процесс успешной психологической адаптации и социализации приемного ребенка.

Анализируя имеющийся опыт функционирования замещающей семьи, исследователи В.Н. Ослон, И.И.Осипова, Г.С. Красницкая указывают на некоторые трудности, возникающие у приемных родителей при воспитании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С одной стороны, это связано с определенными особенностями психического и личностного развития таких детей, с другой - свидетельствует о недостаточной мотивационной, психолого-педагогической, социально-правовой подготовленности граждан к роли замещающих родителей.

В связи с этим реализацию содержания программы Школы приемных родителей обеспечивают следующие специалисты: педагоги-психологи, социальные педагоги, юрисконсульты, медицинские работники.

Так же успешное обучение замещающих родителей зависит от правильного выбора организаторами формы обучения и дидактического материала.

Вопросы теории раскрываются в ходе мини-лекций, семинаров, групповых обсуждений, мозговых штурмов.

Максимальный объем содержания программы (70%) реализуется на занятиях практической направленности: мастер-классах, видеотренингах, деловых и ролевых играх, релаксационных сеансах.

Особое место в программе подготовки граждан, выразивших желание стать приемными родителями, отведено социально-психологическим тренингам. Данная форма работы требует от ведущего специального профессионального опыта, а от участников активности, открытости и желания делиться своим жизненным опытом.

По мере прохождения программы подготовки участник группы выполняет  домашние задания. Формой контроляявляется собеседование и комплексный тест по пройденному материалу.

По итогампрохождения подготовки выдается свидетельство, установленного образца. Основаниями для отказа в выдаче свидетельства могут быть:

- отказ от прохождения подготовки гражданина на основании личного заявления;

- пропуски занятий (более 30%);

- не прохождение итогового собеседования (теста).

Школа подготовки кандидатов в приемные родители предоставляет будущим родителям время для того, чтобы оценить и взвесить то решение, которое повлечет за собой принятие на себя ответственности и обязанностей по воспитанию детей.

                                     

 

Автор статьи: Топчий О.Н. – методист

ГУСО ЦПППН «Доверие» Забайкальского края

 



[1]Позднякова Юлия Владимировна.«Формирование психолого-педагогической компетентности замещающих родителей средствами социально-культурной деятельности». Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Работа выполнена  на кафедре социальной педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» г. Москва 2012


 

 

Лента новостей

Забайкалье в социальных сетях

Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края

Выберите район края:

Раздел недоступен

В настоящее время в выбранном вами разделе портала ведутся работы по его наполнению.
Посетите данный раздел позже.

Официальные сайты Забайкальского края: