Подготовка приемных родителей
Подготовка приемных родителей
В настоящее время в нашей стране растет количество детей, ставших сиротами при живых родителях (социальные сироты). Наиболее эффективным способом решения вопросов и проблем данной категории детей является воспитание ребенка в замещающей семье. А именно устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью на такие формы как усыновление, опека (попечительство), приемная и патронатная семьи.
Практика работы с замещающими родителями показывает, что принимая ребенка в семью, родители сталкиваются с различными трудностями социально-правового психолого-педагогического, а иногда, медицинского характера и нуждаются в оказании квалифицированной помощи. Данную помощь и поддержку кандидаты в замещающие родители теперь могут получить в «Школе приёмных родителей», которая является одним из направлений работыСлужбы сопровождения по подготовке приемных родителей, сопровождению замещающих семей и постинтернатного сопровождения детей, лишенных родительского попечении. Данная служба начала свою работу с 1 августа2014 года на базе ГУСО ЦПППН «Доверие» Забайкальского края.
Занятия в школе приемных родителей, в первую очередь, являются курсами, нацеленными на формирование компетенций, которые дают возможность будущим родителям подготовиться морально и практически к приему ребенка в свою семью (Табл.1).
Таблица 1.
Компетентности замещающих родителей и их содержание[1]
Вектор компетентности |
Ключевые компетенции |
Компетентность в области обеспечения безопасности и надежного ухода за приемным ребенком |
Знания в области здоровья, гигиены и питания, которые препятствуют или снижают вероятность появления у ребенка тех или иных заболеваний; имеет представления об опасностях микросоциума, в котором находится ребенок (детский сад, школа); знает факторы, способствующие безнадзорности, эмоциональному, физическому и сексуальному насилию; знает физические, медицинские, эмоциональные и поведенческие маркеры: 1) безнадзорности; 2) физического насилия; 3) сексуального насилия; 4) эмоционального насилия. |
Компетентность в области обеспечения хода естественного психического и физического развития ребенка |
Знания факторов и условий, вызывающих задержки психического и физического развития, а также нарушений привязанности; умения распознавания задержек психического и физического развития и способность адекватно на них реагировать; безусловно принимает ребенка. |
Компетентность в области содействия обучению и образованию ребенка, поддержания его успеха |
Знания особенностей психического и физического развития ребенка на разных этапах онтогенеза; знания в области методов, технологий воспитания и развития, соответствующим возрастному этапу онтогенеза ребенка; владение педагогическими технологиями; умения развивать и поддерживать адекватную самооценку ребенка; способность к развитию базовых жизненных навыков ребенка. |
Компетентности в области решения проблем нарушений физического и психического здоровья ребенка |
Знания основ специальной и коррекционной психологии и педагогики; высокий уровень развития коммуникативных умений; знания и навыки в области обеспечения физического и психического здоровья ребенка с нарушениями в развитии. |
Компетентности в области содействия социальному и эмоциональному развитию приемного ребенка |
Знания и владение стратегиями совладания со стрессом; умения в области эмоциональной поддержки ребенка, особенно в ситуации психотравмы; способность к безусловной положительной поддержке; поддержка ребенка в его социальных контактах в микросоциуме. |
Компетентности в области поддержки и учета культурных потребностей ребенка |
Знания социокультурной ситуации развития ребенка; его кровных семейных традиций и ценностей; способности к межкультурной коммуникации; знание культурных, социальных, экономических сходств и различий с кровной семьей. |
Компетентность в области поддержки постоянства долгосрочных планов и устойчивость замещающих родителей |
Понимание важности воссоединения ребенка с кровной семьей, как основной цели социальной защиты детства; знания о последствиях перехода ребенка из одной замещающей семьи в другую; осознание причин и факторов ухода детей из замещающей семьи; правовые знания в области функционирования замещающей семьи; знание об особенностях адаптации детей в замещающей семье. |
Компетентность, связанная с вероятным уходом приемного ребенка |
|
Компетентности, связанные с самосовершенствованием себя как «замещающего родителя» (компетентность самосовершенствования) |
Знания функций, обязанностей и прав замещающих родителей; осознание границ ответственности себя, как замещающего родителя; осознание своих сильных и слабых сторон, как замещающего родителя; способность к самосовершенствованию. |
Компетентности, связанные с личностным благополучием замещающих родителей и поддержанием стабильности семьи |
Осознание важности благоприятной семейной среды; способность к поддержанию семейного благополучия; осознание последствий принятия ребенка в собственную семью; знание проблем, возникающих в собственной семье и связанных с принятием приемного ребенка. |
Компетентность в области поддержки взаимоотношений между детьми и их кровными родителями |
Знания о специфике отношения ребенка с кровной семьей; знания о важности регулярных встреч ребенка с кровной семьей; знания о чувствах и переживаниях ребенка по отношению к кровной семье; знание специфики подготовки ребенка к встрече с кровной семьей; поддержка сиблинговых отношений (отношений между братьями и сестрами). |
Компетентность в области работы в команде |
Знания специфики взаимоотношений в триаде «приемная семья – служба сопровождения – кровная семья»; коммуникативные умения; способность к построению отношений со всеми специалистами; осознавание потребности взаимодействия с другими замещающими семьями. |
Замещающие родители должны обладать способностью защитить права и интересы приемных детей,умением создать благоприятные условия жизнедеятельности, которые обеспечат процесс успешной психологической адаптации и социализации приемного ребенка.
Анализируя имеющийся опыт функционирования замещающей семьи, исследователи В.Н. Ослон, И.И.Осипова, Г.С. Красницкая указывают на некоторые трудности, возникающие у приемных родителей при воспитании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С одной стороны, это связано с определенными особенностями психического и личностного развития таких детей, с другой - свидетельствует о недостаточной мотивационной, психолого-педагогической, социально-правовой подготовленности граждан к роли замещающих родителей.
В связи с этим реализацию содержания программы Школы приемных родителей обеспечивают следующие специалисты: педагоги-психологи, социальные педагоги, юрисконсульты, медицинские работники.
Так же успешное обучение замещающих родителей зависит от правильного выбора организаторами формы обучения и дидактического материала.
Вопросы теории раскрываются в ходе мини-лекций, семинаров, групповых обсуждений, мозговых штурмов.
Максимальный объем содержания программы (70%) реализуется на занятиях практической направленности: мастер-классах, видеотренингах, деловых и ролевых играх, релаксационных сеансах.
Особое место в программе подготовки граждан, выразивших желание стать приемными родителями, отведено социально-психологическим тренингам. Данная форма работы требует от ведущего специального профессионального опыта, а от участников активности, открытости и желания делиться своим жизненным опытом.
По мере прохождения программы подготовки участник группы выполняет домашние задания. Формой контроляявляется собеседование и комплексный тест по пройденному материалу.
По итогампрохождения подготовки выдается свидетельство, установленного образца. Основаниями для отказа в выдаче свидетельства могут быть:
- отказ от прохождения подготовки гражданина на основании личного заявления;
- пропуски занятий (более 30%);
- не прохождение итогового собеседования (теста).
Школа подготовки кандидатов в приемные родители предоставляет будущим родителям время для того, чтобы оценить и взвесить то решение, которое повлечет за собой принятие на себя ответственности и обязанностей по воспитанию детей.
Автор статьи: Топчий О.Н. – методист
ГУСО ЦПППН «Доверие» Забайкальского края
[1]Позднякова Юлия Владимировна.«Формирование психолого-педагогической компетентности замещающих родителей средствами социально-культурной деятельности». Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Работа выполнена на кафедре социальной педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» г. Москва 2012