Размер шрифта:
Цветовая схема:
Изображения:
28.09.2015, 12:43

Организация работы группы дневного кратковременного пребывания для детей с ментальными нарушениями на базе ГСУСО «Петровск-Забайкальский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» Забайкальского края

Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Ребенок-инвалид ограничен в свободе и социальной значимости. У него очень высока степень зависимости от семьи, ограничены навыки взаимодействия в социуме. Проблема воспитания и развития «особого» ребенка становится непосильной для семьи, родители оказываются в психологически сложной ситуации: они испытывают боль, горе, чувство вины, нередко впадают в отчаяние. Таким семьям необходима комплексная психолого-педагогическая помощь. К работе с семьей, имеющей больного ребенка или ребенка-инвалида, следует подходить с гуманистических позиций, ориентировать родителей на опережающую подготовку ребенка к жизни, вырабатывать у него умение мыслить категориями будущего, формировать позитивные перспективы его развития. Вот с этой целью при Государственном стационарном учреждении социального обслуживания «Петровск-Забайкальский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» Забайкальского края (далее – детский дом-интернат) – единственном в крае для детей с ментальными нарушениями, и создана группа дневного пребывания для детей-­инвалидов, проживающих на территории                              г. Петровска-Забайкальского.

С целью оказания систематической психолого-педагогической помощи детям с проблемами в развитии, их воспитания, обу­чения и консультативно-методической поддержки родителейспециалистами детского дома-интерната разработана и внедряется инновационная технология «Содействие социальной адаптации детей с отклонениями в развитии в условиях группы дневного (кратковременного) пребывания при ГСУСО «Петровск-Забайкальский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» Забайкальского края».

Для функционирования группы дневного пребывания определены помещения, расположенные в отдельном здании от детского дома-интерната: зона консультативного приема, темная сенсорная комната, лекотека, кабинет для индивидуальных занятий специалистов, оборудованные необходимыми игровым, методическим и дидактическим материалами.

В группу дневного пребывания преимущественно принимаются неорганизованные дети в возрасте от 4-х до 12 лет, проживающие в                       г. Петровске-Забайкальском. Занятия проводятся 5 раз в неделю, время пребывания воспитанников в группе не более 3 часов в день (время пребывания определяется индивидуально для каждого ребенка от 2 до 3 часов в день).  Программа реабилитации в условиях группы для одного ребенка рассчитана на 21 рабочий день.

С детьми работаютквалифицированные специалисты детского дома-интерната:педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатель, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образованиявоспитатель группы кратковременного пребывания.

В рамках группы дневного пребывания реализуются следующие мероприятия: психолого-педагогическая диагностика, коррекционные и развивающие занятия. С учетом результатов диагностики спланированы и проводятся занятия, направленные на:

развитие эмоциональной сферы, познавательных процессов и зрительно-двигательной координации,

формирование контакта детей с окружающими (специалистами и другими детьми в группе).  

Специалистами дома-интерната разработаны и внедряются:

комплексная программа психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях обогащенной среды «Лучик»,

индивидуальные маршруты для воспитанников, включенных в систему занятий в условиях лекотеки;

инновационная технология взаимодействия с родителями детей-инвалидов в режиме «максимального контакта», предполагающая не только консультативную психолого-педагогическую помощь ребенку в период прохождения курса реабилитации, но и оказание социально-педагогической и социально-психологической помощи семье в целом с целью преодоления изолированности семей с детьми-инвалидами, повышения их адаптивных возможностей.

Работа с детьми-инвалидами в группе кратковременного пребывания в большинстве случаев носит комплексный, комбинированный характер, что позволяет перераспределить и уплотнить коррекционно-развивающие, обра­зовательные и воспитательные задачи. Педагоги работают с детьми ин­дивидуально, малыми подгруппами (2-3 ребенка одной возрастной группы со сходной структурой отклонения в развитии) и группами. Право выбора фор­мы работы принадлежит педагогам и зависит от индивидуальных особенно­стей детей, целей, которые ставит специалист. Каждые 20-30 минут происходит смена видов деятельности, а между занятиями проводятся минуты отдыха и психологической разгрузки: физ­культурные паузы, разные видыспециальной гимнастики, релаксационные упражнения и специальные виды деятельности, направленные на снятие пси­хического и физического напряжения.

При поступлении в группу кратковременного пребывания прово­дится комплексная диагностика детей, по результатам которой составляются перспективные планы коррекционно-образовательной работы на каждого ребенка.

Педагогическая реабилитация детей проходит по направлениям:

формирование и развитие навыков общения через игровую деятельность и организацию досуговых мероприятий;

коррекционно-развивающие занятия с использованием методов и приемов арттерапии (игровой терапии, сказкотерапии, музыкотерапии, пескотерапии,  куклотерапии  и т.д.),  логоритмики, телесно-ориентированной терапии;

обучение умениям и навыкам самообслуживания, поведения в общественных местах.

Логопедическая помощь в условиях группы дневного пребывания осуществляется по направлениям:

развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики и мимики;

коррекция звукопроизношения и просодики;

коррекция звуко-слоговой структуры слова;

развитие речевого внимания и фонематического слуха;

развитие связной речи.

Ежедневно каждый ребенок посещает от двух до трех занятий в зависи­мости от возраста, работоспособности, настроения и степени нарушений.

В систематической психологической помощи нуждается вся семья ребенка-инвалида в целом. С начала посещения ребенком группы дневного пребывания, начинается работа с семьей ребенка. Семья взаимодействует с педагогами, социальными работниками, психологом, детским коллективом. Важной формой взаимодействия семьи и специалистов в условиях группы дневного пребывания является индивидуальная работа с каждым родителем. Изучение специфики семьи, беседы с родителями (с каждым в отдельности), наблюдение за общением родителей с детьми, дает возможность наметить конкретные пути совместного воздействия на ребенка.
Специалисты группы дневного пребывания изучают семейную микросреду ребенка-инвалида. Для этого проводится диагностико-аналитическая работа со взрослыми: анкетирование родителей, результаты которого позволяют выявить общие сведения о семье, возраст родителей, образовательный уровень, характер взаимоотношений ребенка с родителями, уровень воспитательного потенциала родителей, сведения о ребенке, характер заболевания ребенка. Однако анкета не дает возможности в полном объеме узнать индивидуальные особенности ребенка, организацию его жизни в семье. Поэтому важным звеном в индивидуальной работе является посещение семьи, основная цель которого – познакомиться с ребенком и его близкими в привычной для него обстановке, узнать об его интересах, здоровье, привычках, умениях и навыках в различных формах деятельности. Кроме того, такая форма работы дает возможность общаться не только с матерью, отцом, самим ребенком, но и с другими членами семьи, которые принимают участие в его воспитании.

Одной из форм индивидуальной дифференцированной работы с родителями и детьми-инвалидами в условиях группы дневного пребывания является индивидуальное консультирование. Оно помогает, с одной стороны, ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где она больше всего нужна, с другой – побуждает родителей серьезно присматриваться к своим детям, выявлять черты их характера, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать.

Помимо индивидуальной работы с семьями детей-инвалидов проводятся групповые мероприятия, которые включают в себя следующие приемы и методы работы:

- тренинговые занятия – проводятся в виде упражнений телесной, танцевальной терапии, аутотренинга, они направлены на снятие эмоционального напряжения, усталости, также они могут быть использованы в профилактических целях – для предотвращения возникновения хронической усталости, напряжения и эмоционального выгорания;

- психопрофилактика и просвещение – эти мероприятия включают в себя групповые консультации для родителей, касающиеся наиболее актуальных вопросов воспитания и развития детей-инвалидов;

- групповые психокоррекционные занятия с родителями – направленные на актуализацию личностных и семейных проблем, связанных с воспитанием ребенка-инвалида, в рамках этих занятий проводятся психологические игры и упражнения, направленные на релаксацию, повышение самооценки.

Работа с родителями и детьми-инвалидами – одно из важных и актуальных направлений психологической деятельности. Взаимодействуя со специалистами, родители пополняют свои психолого-педагогические знания, меняют свои взгляды на воспитание детей, гармонизируют их душевное состояние, принимают детей такими, какие они есть.
Опыт работы в данном направлении показывает, что у многих родителей появились оптимистические взгляды на жизнь, сменились пессимистические установки, связанные с заболеванием ребенка на жизнеутверждающие позиции.

Одним из важнейших компонентов эффективной работы группы крат­ковременного пребывания является тесное взаимодействие всех специалистов группы, которые совместно проводят диагностические об­следования, отбирают содержание коррекционно-образовательной работы, согласовывают планы работы.

Специалистами группы дневного пребывания проводятся обучающие семинары для родителей «Мой ребенок особенный или как принять своего ребенка?», круглые столы по вопросам воспитания «особого» ребенка.

Для детей-инвалидов, посещающих группы дневного пребывания, и их родителей организуются тематические культурные мероприятия, праздники, концерты (празднование Нового года, Дени именинника, День защиты детей, День Победы и другие).

Перед окончанием курса реабилитации в условиях группы кратковре­менного пребывания проводится итоговая диагностика уровня разви­тия ребенка, психоэмоционального состояния.

По результатам промежуточной и итоговой диагностик за период функционирования группы дневного пребывания выявлено, что  у всех детей снизилась тревожность на 35-40 %, снизилась агрессивность на 15 %, стабилизировалась эмоциональная сфера на 25 %, повысилась самооценка на 15-20 %; развитие общей и мелкой моторики увеличилось на 30 %, речевое внимание и фонематический слух улучшились на 35-40. У родителей повысилась психолого-педагогическая компетентность в вопросах воспитания и развития детей с ограниченными возможностями  в среднем на 45-50%. 

Работа специалистов в группе дневного пребывания высоко оценивается клиентами: в журнале отзывов множество благодарностей от родителей детей-инвалидов.

Учитывая вышеизложенное, группа дневного (кратковременного) пребывания является эффективной средой для  комплексной реабилитации детей-инвалидов, в которой семья выступает как равный партнер со специалистами в решении проблем социально-педагогической, социально-психологической реабилитации ребенка.

 

Список литературы:     

1.  Пережогин Л.О., Вострокнутов Н.В., Абрядина О.В., Кальянов И.В., Спирина И.А., Корнева Т.А. Основы психотерапевтической и психокоррекционной работы с семьей и детьми «группы риска». Метод. материалы./ Под ред. Е.Д. Худенко. – М., 2007 – 143 с.

2.  Карякина О.И., Карякина Т.Н. Основы реабилитации инвалидов.-М., 2010- 116 с.

3.  Телина И.А. Социально-педагогическая реабилитация детей-инвалидов. Учебно-методическое пособие. Флинта-М., 2012-154 с.

 

В.В. Турицына

Заместитель начальника отдела организации деятельности учреждений Министерства социальной защиты населения Забайкальского края

 

В.А. Сосновская

И.о. заместителя директора по социальной реабилитации ГСУСО «Петровск-Забайкальский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» Забайкальского края

Лента новостей

Забайкалье в социальных сетях

Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края

Выберите район края:

Раздел недоступен

В настоящее время в выбранном вами разделе портала ведутся работы по его наполнению.
Посетите данный раздел позже.

Официальные сайты Забайкальского края: